Фазы — это основные этапы процесса реабилитации и социальной адаптации. Существует определенная структура, поддерживающая весь этот процесс о которых будет рассказано ниже. Программа не имеет фиксированных сроков, но есть четкие условия переходов с фазы на фазу. Продвигаясь по 4 фазам программы, участник проходит полную реабилитацию и социальную адаптацию.
Время для прохождения той или иной фазы Программы заранее не определено и зависит от настойчивости и личных особенностей каждого участника Программы. Однако, существует определенный минимум и рекомендуемый максимум нахождения участника программы на различных фазах. Максимум может быть превышен, но при серьезном обосновании со стороны Консультанта и Руководителя Программы.
После прохождения минимального времени соответствующего данной фазе, возможен переход на следующую фазу, если успешно пройдена предыдущая и выполнены все условия и критерии.
Программу можно условно разделить на два больших этапа: реабилитацию и социальную адаптацию. К реабилитации относятся младшие фазы: ориентация, первая и вторая, когда внимание человека сосредоточено на себе и своем отношении к миру и окружающим людям. Старшие фазы (третья и четвертая) нацелены на осознание человеком своего места в жизни, постановку целей и выработку навыков эффективной коммуникации и адаптации к миру, в котором предстоит жить.
0 Фаза — «Ориентация»
1 Фаза — «Очищение»
2 Фаза — «Кто я»
3 Фаза — «Я и мир»
4 Фаза — «Второе вхождение»
Критерием перехода с фазы на фазу является успешная работа над собой и выполнения всех условий.
Фаза «Ориентация»
Это время для приземления. Время определиться, насколько необходима новичку эта программа, и насколько серьезно он готов работать, чтобы собирать свою жизнь воедино.
Цели и задачи: научиться жить по распорядку; изучить правила; заслужить право перейти на первую фазу.
Первая фаза «Очищение»
Высвобождение, очищение. На этой фазе человек приобретает первые права и первую ответственность. Время для интенсивной работы на группах чувств и группах зависимости.
Главная задача первой фазы – опустошить себя. Вспомнить, пережить и очиститься от воспоминаний, образов, якорей, которые связаны с миром наркотиков. Прожить и простить обиды, оскорбления, измены, предательства, преступления. Вспомнить всё самое страшное, выговориться и прочувствовать на трезвую все последствия употребления наркотиков.
Вторая фаза «Кто я»
Построение. У человека возникает вопрос, кем он хочет быть. Что является его ценностями. Что правильно и что неправильно? Он большей частью очистился от наркотического безумия. Кем и чем он будет? Что он будет чувствовать, о чём он будет думать? Что внутри него? В чём его ценности, каковы его верования?
Важно определить свои ценности, принципы, ответить для себя на основные жизненные вопросы. Выработать для себя перспективу того, каким он хочет быть, чего он ждет от жизни, от себя, от близких ему людей.
Третья фаза «Я и мир»
Это второй уровень развития. На этом этапе важно осознать, что человек не один живёт в этом мире, и что необходимо общаться и взаимодействовать с этим миром. Нужно определить, каким образом он будет делать это. Быть ответственным – это не внутреннее, а социальное понятие. Важно найти ответ на вопрос — кто он в этой жизни, какова его цель, или, по крайней мере, начать обдумывать это.
Предстоит научиться строить новые отношения с миром, с родными, друзьями, любимыми, с начальником на работе. Предстоит научиться работать в команде и быть лидером, узнать, как понимать и влиять на людей, научиться быть вежливым, ответственным и многое-многое другое.
Четвертая фаза «Второе вхождение»
На данном этапе происходит возобновление связей. Человек использует свои навыки, свою новую личность, чтобы восстановить контакт с внешним миром. Это происходит не в один день, а постепенно.
Важно научиться жить и действовать в реальном мире, продолжая получать помощь и поддержку Дома. Найти постоянное место работы или учебы, продолжать выстраивать теплые отношения с родителями. Необходимо стать другом, создав свой круг людей, за которых готов отвечать.
Выпускной
Качество жизни наших выпускников оценивается по пяти критериям:
- Не принимать наркотики и алкоголь;
- Иметь постоянное местро работы или учебы;
- Поддерживать теплые отношения с семьей;
- Не играть в азартные игры на деньги;
- Не нарушать законы УК РФ.